Методика логопедической работы при моторной алалии (1 уровень ОНР)

Методика логопедической работы при моторной алалии

Логопедическая работа с не говорящими детьми, строится поэтапно. Результативность зависит от целевой установки, обоснованности речевых умений, которыми ребенок должен овладеть на данном этапе, эффективности путей средств, методов логопедического воздействия.

Логопедическая работа с детьми, имеющими моторную алалию, опирается на онтогенетическую последовательность речевого развития по А. Н. Гвоздеву:

  • однословное предложение;
  • предложение из слов корней;
  • первые формы слов;
  • усвоение флексий;
  • усвоение предлогов;
  • наличие развернутой фразовой речи с проблемами в формировании лексики, грамматики, фонетики.

Первый этап логопедической работы соотносится с 1 уровнем ОНР и длится примерно до появления фразовой речи.

Основные задачи:

  • Формирование мотивационной основы речевой деятельности
  • Воспитание речевой и психической продуктивной активности ребёнка
  • Развитие импрессивной речи (восприятие и понимание речи)
  • Формирование активного словаря, доступного пониманию и воспроизведению
  • Формирование первоначального навыка общения в различных ситуациях (поддержание элементарного диалога)
  • Совершенствование неречевых процессов.

Ключевое внимание уделяется смысловой стороне речи, неправильное произношение допустимо. Первоначальный шаг – установление эмоционального контакта с ребенком, создание доброжелательной атмосферы.

Направления работы:

Совершенствование понимания обращенной речи. Необходимо дать знания о глагольных формах, их дифференциации – дотянуть понимание до предикативного уровня

Расширение импрессивного словаря проводится по лексическим темам «Игрушки», «Части тела и лица», «Предметы обихода», «Животные». Основные приемы работы – показ, демонстрация, инструкция, вопрос (после знакомства с предметом: «Покажи, где..?»)

Пассивный глагольный словарь должен состоять из названий действий, которые совершают близкие ребенка и он сам. Обязательно обеспечиваем связь – глагол + существительное. Учим дифференцировать элементарные грамматические формы, понимание вопросов косвенных падежей.

Совершенствование неречевых процессов с помощью выполнения различных невербальных (без использования слов) заданий:

  • Формирование контрастных величин (большой, маленький, средний);
  • Обучение ориентировке в пространстве, а позже и во временах года;
  • Понятие об основных цветах;
  • Понятие о форме;
  • Слуховое внимание и восприятие (где спрятался колокольчик?);
  • Совершенствование памяти (чего не стало);
  • Мыслительные операции (четвертый лишний, разрезные картинки, доски Сегена);

Активизация речевого подражания начинается с подражания действиям, движениям, интонации. Рекомендуется использовать потешки, пальчиковую гимнастику, двигательно-речевые миниатюры.

Формирование доступного активного словаря. Вызываются звукоподражания и аморфные слова. Необходимо при первой же возможности комбинировать слова во фразу.

Итог первого этапа: расширение кругозора и представлений об окружающем мире. Умение поддерживать на доступном уровне диалог, первые попытки комбинирования слов, владение элементарным активным словарем.

Понравилась статья? Расскажите о ней друзьям!
  1. Айман:

    Нам ставят диагноз 1 уровень ОНР, но про моторную алалию не говорили.Теперь уже после обследования ставят ДЦП.Что делать?

Оставьте комментарий!