Лечение моторной алалии

Лечение органических поражений головного мозга (коим и является моторная алалия) всегда комплексное. И не последнее место в нём занимает медикаментозная терапия.

На различных форумах посвящённых «речевикам» идут ожесточенные споры о необходимости такого лечения. Есть мамы, которые принципиально не дают своим детям лекарства и считают, что логопеды рекомендующие «пилюли» ленятся и не хотят работать без поддержки «ноотропов». И что ещё хуже, что такие «всезнайки» советуют другим мамам, просящим совета «не травить детей химией».

Читаем определение алалии.

Алалия отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

При алалии запаздывает созревание нервных клеток в определенных областях коры головного мозга. Нервные клетки прекращают свое развитие, оставаясь на молодой незрелой стадии — нейробластов. Алалия — не просто временная функциональная задержка речевого развития. При этом нарушении весь процесс становления речи проходит в условиях патологического состояния центральной нервной системы.

Ведь никто не оспаривает, что людей перенёсших инсульт нужно лечить медикаментозно, и при инсульте мозг находится в патологических условиях.

Я имею не только дефектологическое образование, но и медицинское и знаю о чём, говорю лечение нужно начинать как можно раньше. У грамотных неврологов есть мнение, что до 21 дня жизни ребёнка можно исправить практически все неврологические проблемы. Как жаль, что когда мой сын был в таком возрасте, я не владела этой информацией.

Физиотерапевтические процедуры — достаточно действенный дополнительный способ лечения тяжелых нарушений речи (ТНР). Физиотерапия будит внутренние резервы организма, активизирует важнейшие биохимические процессы, нормализует работу нервно-мышечного аппарата, центральной и вегетативной нервной системы. Чаще всего при речевых расстройствах назначают лазеротерапию, магнитотерапию, электролечение (электрофорез, ДМВ, электропунктура) спелеокамеру, водолечение, иглоукалывание и т. д.

Очень эффективна нейростимуляция речевых зон – это целенаправленное воздействие низкочастотными импульсами тока на биологически активные точки и зоны, находящиеся на поверхности кожного покрова человека и отвечающие за проведение импульса по нервным путям в определённый участок головного и спинного мозга.

Также моторным алаликам (как и всем речевикам) показан общий и логопедический массаж. Логопедический массаж – это массаж той мускулатуры, которая участвует в произнесении звуков. Проводится он либо руками, либо специальными зондами и способствует нормализации подвижности и тонуса речевых мышц — губ, щек, языка.

У всех детей с ТНР нарушена общая моторика, скелетные мышцы слабые, отмечается астеничность (утомляемость, слабость) и для тренировки мускулатуры и общего укрепления организма таким деткам показана лечебная физкультура.

В последующих сообщениях я более подробно опишу виды лечения детей с ТНР.

Понравилась статья? Расскажите о ней друзьям!
  1. alexa:

    Юлия,здравствуйте!!! Случайна наткнулась на ваш блог и непременно хочу выразить вам свое восхищение… непосредственно перед вами,как МАМОЙ+МАМОЙ-ЛОГОПЕДОМ! Вы молодец!!!Понятно,что любая нормальная мама всегда будет бороться и заниматься своим ребенком,но не каждая мама будет сообразовываться и т.д +++большое спасибо за информацию и бесценный личный опыт!!!
    Я логопед-дефектолог,5 лет работала в коррекционном детском доме в Санкт-Петербурге!Потом ушла в декрет и находясь в декрете стала работать в центре.вести развивающие занятия для детей и их мам + как логопед и дефектолог!!!
    Приглашаю вас в свою группу в контакте http://vkontakte.ru/club25555332,может какая-то информация будет вам тоже полезной!!!
    Абсолютно вас поддерживаю,что лечение,обучение (в зависимости от диагноза) всегда должно носить комплексный характер!Тоже самое я всегда говорю мамочкам учеников (когда есть серьезные проблемы.нарушения), всегда будет положительная динамика в обучении.развитии.если есть ряд специалистов (невропатолог +коррекционный педагог +т.д+МАМА и соблюден комплекс условий!К сожалению не всегда есть хорошие компетентные специалисты!!!
    Всего вам доброго!!!Если что,обращайтесь!!!

  2. Хочу подтвердить важность сказанного в Вашей статье. У меня в прошлом году был ребенок-алалик, которому некоторые описанные процедуры помогли в развитии речи иглоукалывание, электрофорез). Конечно, огромная роль принадлежит логопеду. Но благодаря этим процедурам процесс становления речи пошел быстрее и эффективнее, чем в других случаях.

  3. Мира:

    Здравствуйте, Юлия! Очень рада, что нашла ваш сайт, ВАШ ОПЫТ и СОВЕТЫ БЕСЦЕННЫ для НАС!!! Недавно поняла, что у моего 4-х летнего сына моторная алалия. До этого нам ставили ОНР, ЗППР И Т.П. До 2-х лет не замечала, что у нас есть какие -то проблемы с речью. Изначально лечились медикаментозно, потом мы узнали про микрополяризацию. И только после нее у нас появились слова. Мы прошли только 2 курса, в нашем городе нет таких услуг, к нам приезжают. Вот в ожидании 3-го курса. На данный момент мы уже как год ходим в садик. С ним занимается логопед. До поступления в частный детский сад, кроме слов мама и папа, он ничего не говорил. Сейчас он произносит слова, но связной правильной речи нет. «Дай, сок», «Хочу спать», «Я устал», «Папа купит журнал», и у него есть чувство страха например он говорит «Глаза бояться» и часто произносит слово «Бояться».
    На новый год рассказал стих, хоть какие-то слова пропускал в целом рассказал. На 8 марта очень хорошо с расстановками рассказал. Любит музыку, нравиться танцевать, петь. Обожает машинки, любит журналы с машинками, знает все модели машин, знает алфавит, считаем до 20. Проверяли слух, все нормально.
    ЮЛИЯ, пожалуйста, помогите с чего НАМ начать или продолжить занятия или лечение. Самое мое заветное желание, чтобы он начал правильно говорить, чтобы мог со сверстниками играться. Думаю, что это не много его тормозит в общении. Хочу, чтобы он пошел в обычную школу с самыми обычными сверстниками. Сам по себе он добрый, безобидный притягивающий к себе внимание мальчик.
    Буду очень признательна Вам, если ответите мне. Спасибо!

    • ольга:

      Мира ваша проблема очень похожа на нашу! Сейчас, нам 4,8 года! Очень хотелось спросить: а чем лечились, что делали, какая ситуация сейчас?

  4. наталья:

    Здраствуйте Юлия ,моему сыну 3,5 годика он не разговаривает ,хотя слышит хорошои речь понимает проходили лечение у невропотолога кортексином,пантогаммом и все ,ребенку головной мозг не проверяли,Скажите пожалуйста к кому лучше обратиться ,каких врачей нам надо пройти, врач невропотолог к которому ходили выписывает только таблетки ,может всетаки есть какоето другое лечение

  5. Тамара:

    здравствуйте! Случайно наткнулась на Ваш сайт…. Хотела попросить о помощи.Моему сыну 3,5 годика и ему сначала врачи поставили ЗРР,но я нагимала логопеда и она говорит,что у нас моторная алалия и сказала,что нсть еще сенсорная алалия и что в моторная алалия не так плохо,как сенсорная…..толком ничего нам не объяснили….. Он говорит мама,папа,баба,отдай,прыгай,тихо,это(показывая на предмет),муууу корова(у него это слышится Каова)и др,но ему слодно их говорить,а иногда он пыиается повторить за мной слова,но у него это получается как каша,хотя интонацию словп он улавливает и старается повторять….он бывает агрессивным,но маоентких любит хотя играет с основном с большими детьми…..сам кушает и просит чай,когда хочет пить.Ходит на унитаз тоже сам. Одевается и обувается самостоятельно,причем любит сам выбирать одежду….Ест все,что я ему даю,хотя не возьмет в рот ту еду которую он не знает…подскажмие нам что лелать и дайте советы….они мне очень нужны…

  6. Тамара:

    Извините за ошибки,пишу с телефона))))

  7. Рамиль Алиев:

    Здравствуйте Юлия,я пишу Вам из города Гянджи республика Азербайджан.Я внимательно прочитал и скажу что не важно быть специалистом по диплому а на деле нужно быть таковым (мое мнение).У моего сына моторная алалия,задержка речевого и умственного развития и элементы аутистического спектра .Ему 7 лет .вот такой вот букет.Он нормально развивался говорил уже слова в возрасте 2 лет,После вакцинации и капельницы в раннем возрасте стал отставать от сверстников.С 4 лет усиленно лечили его в Иране и Грузии,В прошлом году в Петербурге провели 10 сеансов слуховой терапии по методу Томатиса.В Гяндже нет квалифицированных специалистов в этом направленни а в Баку везти очень дорого.в Тбилиси ему прописали программу занятий индивидуально для сына.Это занятия игровые физические и умственные занятия.там сказали что время за которое можно было бы медикаментозно лечить ег8о ушло.Я хотел бы от вас совета нужно ли медикаменты для него и вообще наставления для его выздаравления.Извиняюсь если что не так написал.Вам ли не знать что значит что такое если такое происходит с собственоым ребенком.спасибо заранее

  8. Айман:

    Скажите, что есть надежда.Нам поздно поставили диагноз и первые 21 день давно прошли.

  9. Баян:

    Здавствуйте! Моему сыну 4,8 года нам тоже ставили диагнозы аутизм,зпр,зрр, зпрр и т.д. Но считаю что у нас сенсорная алалия. Лечили ребенка медикаментозно с 2 лет , микротоковую рефлексотерапию, психолог, логопед. С садика частного нас исключили.В обед не спит и не кушает и не понимает речь вот по этой причине.В спец садик не берут ПМПК не направляет. В садик обратно думаем его поводить советуют психологи незнаю что делать. Посоветуйте пожалуйста что нам дальше делать как поступить излечима ли это болезнь?

    • Нина:

      А почему ПМПК не направляет в спец. садик? Какие у них основания для отказа? Мы прошли без проблем — надо только правильно все подготовить для этой комиссии. Обследования, заключения и т.д И еще — при ПНД есть хорошие центры, где занимаются комплексно с такими детками. Не пугайтесь и обращайтесь.

  10. Нина:

    Здравствуйте, все уважаемые родители алаликов!
    У меня младший ребенок имеет диагноз моторная алалия — на данный момент нам 4 года. К сожалению врачи поздновато поставили нам диагноз, хотя я обращаться стала, когда нам было чуть больше года. У нас осложнения после перенесенного коклюша, затем у нас сформировалась бронхиальная астма, что тоже влияет на кислородное обогощение мозга.
    Чего нам только не говорили — отстаньте от ребенка, у него еще есть время, Энштейн не говорил до 7 лет и остальной бред. В общем я пошла в клинику речевой патологии, которая находится в ЛОР НИИ на Бронницкой. Там нам поставили окончательный диагноз и только после этого началось нормальное лечение. Случилось это в сентябре — сыну было 3,5 года. Сейчас мы проходим лечение медикаментами, ФТЛ, дефектолог (гораздо нужнее, чем логопед в данном случае) и все остальные возможные мероприятия. Результат не заставил себя ждать — мы говорим отдельные слова, короткие фразы, пытаемся повторить стихи из книжек. И результат этот всего за полгода занятий. До ЛОР НИИ никто не хотел признавать, что у нас есть проблема. В общем держитесь, не сдавайтесь и все получится.
    Да и еще, кто знает о том, что алаликам положена инвалидность? Если случай достаточно тяжелый, то положена.

  11. Евгения:

    ЗДРАВСТВУЙТЕ У МЕНЯ СЫНУ 8-ЛЕТ СТАВЯТ СЕНСОРНО МОТОРНУЮ АЛАЛИЮ ГОВОРИТ ОТДЕЛЬНЫЕ СЛОВА — В НЕБОЛЬШОМ КОЛИЕСТВЕ ЗВУКО ПОДРАЖАНИЕ ОБЩАЕТЬСЯ ПРИ ПОМОЩИ ЖЕСТОВ С 3-Х ЛЕТ ЗАНИМАЕМСЯ И ЛЕЧИМСЯ НО ДОШЛИ ДО ЭТОЙ ТОЧКИ И ВСЕ БОЛЬШЕ ДИНАМИКИ НЕТ КАК БУДТО ОСТАНОВИЛИСЬ ВСЕ ЗВУКИ ЕСТЬ А СОЕДИНЯТЬ НЕ МОЖЕТ. СКАЖИТЕ КТО ЕЗДИЛ В ИЗРАИЛЬ НА ДИАГНОСТИКУ ГОВОРЯТ ЕСТЬ ПРЕПОРАТ КОТОРЫЙ ЕСТЬ ТОЛЬКО В ЕВРОПЕ У НАС В РОССИИ ЕГО НЕТ ОЧЕНЬ ДОРОГОЙ СТИМУЛЯТОР ГОЛОВНОГО МОЗГА ОДНА ПЕЛЮЛЯ-20 ТЫС. РУБ КТО СТАЛКИВАЛСЯ ПОМОГИТЕ!!!

  12. Татьяна:

    Здравствуйте,Юлия! Мой сын пренес тяжелейшую травму в 2-хлетнем возрасте — закрытая черепно-мозговая травма, сопровождавшаяся левосторонним частичным порезом.Год назад, когда случилась травма нам еще поставили диагноз энцефалопатия, эпилепсия. Ребенок принимает противоэпилептический препарат кеппру, на данный момент у него чрезмерная возбудимость, очень частые истерики на прогулке, если мама не выполняет его требования. Он любит покричать, т.ч. мы стараемся избегать контактов с мамами с детьми и выходим на прогулку после 20ч., несколько раз в неделю днем с внуком гуляет дед на детской площадке, большое количество детей их не смущает. Каждый день мамы спрашивают, а сколько Вам лет и почему ребенок не разговаривает. Врачи не обращали на этот факт должного внимания, хотя мы лечились в 2-х лучших больницах Краснодарского края и Москвы. Врач-массажист отказалась заниматься из-за гиперактивности ребенка. Нам посоветовали занятия спортом с нагрузкой на обе стороны,бассейн, турники и ипотерапию. Мы ходим на спортивную и детскую площадки. Сегодн я узнала о моторной алалии из логопедической энциклопедии. Мне советовали побольше разговаривать с ребенком, подождать 2 года, пока не пройдет курс приема кеппры, а там к школе сам заговорит. Ребенок старается выразить свои мысли при помощи коротких слов: мама, папа, деде, ав-ав, бух, бо-бо, а-а, пи-пи, ням, сись, придумал свое слово «ип» (мяч). На мои просьбы откликается, но не на все. Бежит, когда зову кушать, ложится на кровать, когда прошу одеть памперс перед прогулкой или сном, садится за стол, залазит в кроватку, сам ходит на горшок, но просит помочь спустить штанишки, берет в руки вилку, ложку, но при этом предпочитает есть руками, перед сном бежит впереди мамы и включает свет. Еще пол-года назад пребывал в себе и вообще не откликался, когда к нему обращались. А сегодня заплакал, когда я попросила закрыть дверь в ванной, он выбегал, вместо того, чтобы прикрыть дверь изнутри, и так продолжалось несколько раз, пока я ему не показала, как надо закрыть дверь. Я поняла, что его неумение общаться откладывает отпечаток и на его характер и психическое состояние, о чем после прочла в статье о моторных алалиях. К 2-м годам мой сын пытался строить простые предложения, самое длинное: «мама, там мои би-би». Через 2 недели после травмы первое слово было мамам, а второе упал. Врачи говорили, что в результате падения мозг сжался, свободное пространство заполнилось ликвором — произошло равномерное диффузное сжатие. И после перевода из нейрохирургии (к счастью, обошлось без операции) в неврологию выяснилось, что повреждена вся кора головного мозга и сжаты желудочки и нарушена работа мозжечка и вестибулярного аппарата. Зрительное восприятие как показало ЗВП тоже полностью отсутствовало на оба канала Через 3 мес на следующий день после поездки к Матренушке к Витеньке вернулось зрение. На речь тогда мало кто обращал внимание. Сейчас когда нам 3г. и 1м. четко обозначилась проблема с общением, и во многом от этого стал изменяться характер. Витюшка по натуре очень общительный, обаятельный, ласковый, любвеобильный вдруг стал меняться в худшую сторону — истерики, капризы, брыкания — от нас шарахаются люди, считают это проявлением дурного воспитания. На прошлогодних видео наших путешествий он такой взрослый, степенный, взгляд спокойный, сосредоточенный, когда он смотрит на море. И такой увлеченный, когда играется с машинкой. Наверное я многого хочу, стоит радоваться тому, что ребенок выжил не смотря на неутешительные прогнозы, и не лишен интеллекта, опасения врачей, надеюсь не оправдались. Во многом, это их заслуга, они сделали, что могли. А теперь мой долг вернуть сыну всё то, что он имел в избытке. И пусть мы теперь не опережаем сверстников, как раньше, нам при назначении инвалидности невролог дала заключение: отставание в развитии. Я с этим не согласна, это последствие травмы, как у взрослых в ДТП, они порой по пол-года не разговаривают… Жаль, что у нас в городе нет специализированного логопеда по нашему заболеванию. Будем считать, что это моторная алалия. Во всяком случае, этим буду заниматься я. Надеюсь на Вашу поддержку и добрый совет. Хотелось бы начать с логопедического массажа. Игровая форма меня тоже заинтересовала. По профессии я художник-педагог, разрабатывала индивидуальные и групповые методики по развитию творческих способностей детей. Прошедшее ввело меня в некий ступор, во многом характер ребенка испортила я сама. Но теперь, проанализировав многое, я приняла твердое решение разработать индивидуальную методику для своего сына, может это будет комплекс творческих, спортивных, массажных и развивающих методик. И даже если я в чем-то буду ошибаться, стоит прислушаться с своему ребеночку и мы вместе найдем выход. Это лучше, чем ждать до школы, авось сам собой заговорит.

Оставьте комментарий!