Медикаментозное лечение речевых нарушений
Этот пост не носит рекомендательный характер, это всего лишь краткий обзор ноотропных и других препаратов, применяемых при лечении речевых нарушениях и моя субъективная оценка их эффективности.
Ноотропы — это вещества, оказывающие специфическое позитивное влияние на высшие интегративные функции мозга. Они улучшают умственную деятельность, стимулируют когнитивные (познавательные) функции, облегчают процесс обучения, улучшают память, стимулируют интеллектуальную деятельность.
Здесь я расскажу только о препаратах, которые я применяла для лечения своего ребёнка.
Энцефабол – препарат, который улучшает патологически сниженные обменные процессы в тканях головного мозга, снижает вязкость крови и улучшает кровоток. Улучшает кровообращение в ишемизированных участках мозга, увеличивает их оксигенацию (насыщает кислородом), усиливает обмен глюкозы.
Этот препарат растормозил нашу речь, до его применения сын не говорил вообще ничего и не понимал обращённую речь. После 8-ми недельного курса он стал понимать окружающих и у нас появилось звукоподражание (звукосочетания отдалённо напоминающие мяу, гав, бе). После второго курса появились слова МАМА, ПАПА. Единственное, этот препарат растормаживает и без того не спокойных детей, мой только что по потолку не бегал. Но после окончания курса лечения всё проходит. Всё это вполне можно пережить, ведь польза значительно перекрывает неудобства от «одичавшего» ребёнка.
Пантогам (гопантеновая кислота) — это наиболее мягко действующий метаболический церебропротектор с минимально выраженным стимулирующим влиянием на ЦНС. Препарат улучшает энергетический обмен в мозге, и другие различные виды обмена в клетке, обладает противосудорожным действием, уменьшает моторную возбудимость с одновременным упорядочением поведения. Повышает умственную и физическую работоспособность.
Пантогам своего рода “витаминки” для мозга. Препарат неплохой, практически все речевики на нем хорошо идут. Мы пантогам применяли в связке с глицином, ведь глицин усиливает действие гопантеновой кислоты. Результат от него заметен, но менее выражен, чем от энцефобола.
Глицин является регулятором обмена веществ, нормализует и активирует процессы защитного торможения в центральной нервной системе, уменьшает психоэмоциональное напряжение, агрессивность, конфликтность, повышает умственную работоспособность и социальную адаптацию, облегчает засыпание и нормализует сон.
Фенибут облегчает передачу нервных импульсов в ЦНС. Улучшает функциональное состояние мозга за счет нормализации обмена веществ в тканях и влияния на мозговое кровообращение. Снижает чувство тревоги, напряженности, беспокойства и страха, уменьшает раздражительность, эмоциональную лабильность, повышает умственную работоспособность.
Наш опыт применения этого препарата печален. Нам его назначил психиатр для устранения раздражительности. Но эффект был диаметрально противоположным, сын стал совсем неадекватным, закатывал жуткие истерики, орал часа полтора по пустяковой причине, и такие скандалы устраивал 3-4 раза в сутки. Он практически не спал, в общем, мягко говоря, был бешеный. После отмены препарата такой эффект продержался несколько дней. Я сама в тот период чуть не свихнулась. С тех пор мы сторонимся нейролептиков (а фенибут больше нейролептик, чем ноотроп) и используем травяные сборы с мягким седативным эфектом.
Семакс влияет на процессы, связанные с формированием памяти и обучением. Усиливает избирательное внимание в момент восприятия и анализа информации, улучшает закрепление памятного следа и его хранение, что находит применение, как у здоровых лиц, так и у пациентов с различной неврологической патологией, в том числе и детей речевыми нарушениями.
Мне он понравился удобством применения — не надо ребёнка уговаривать выпить лекарство, просто закапал в носик и всё. Препарат быстро всасывается со слизистой оболочки носовой полости, быстро проникает в мозг. И курс лечения этим средством в отличие от других ноотропов очень короткий — 3-5 дней. Побочных явлений, у нас не было не каких. Лечебный эффект то него хороший, стойкий. Однако большим недостатком семакса являются его строгие условия хранения — он постоянно должен лежать в холодильнике (теряет лечебные свойства при температуре выше +10 гр.).
Церебролизин повышает эффективность энергетического обмена веществ в мозге, предотвращает гибель нейронов в условиях гипоксии и ишемии, оказывает положительное влияние при нарушениях познавательных функций, улучшает концентрацию внимания, процессы запоминания.
Пожалуй, самый результативный из инъекционных препаратов. После каждого курса церебролизина у нас появлялись приобретения (расширение пассивного и активного словаря, появление в речи глаголов и т. д.). Количество курсов лечения этим препаратом у нас уже неисчислимо.
Кортексин улучшает процессы обучения и памяти, стимулирует процессы самовосстановления в головном мозге, ускоряет восстановление функций головного мозга после стрессорных воздействий.
Единственное лекарство, от которого не было никакого эффекта, ни положительного, ни отрицательного. Сам по себе препарат хороший, и я наблюдала детей, которые на нём отлично идут. Ходят слухи, что после него часто возникают осложнения, но лично я подтверждений этому не знаю.
Церепро улучшает кровоток и усиливает обменные процессы в ЦНС, оказывает положительное влияние на познавательные и поведенческие реакции больных с сосудистыми заболеваниями головного мозга, восстанавливает сознание при травматическом поражений головного мозга.
Этот препарат российский аналог глиатилина. Оба препарата, по моему мнению, бесспорно хороши. “Ума” добавляют, познавательные процессы активизируют, речь стимулируют.
Выбирать какие из описанных препаратов показаны конкретному ребёнку может только врач, ведь несмотря на один диангоз, динамика у разных детей очень варьирует, так как степень поражения речевых зон и причины различны, а следовательно и результаты лечения могут различаться.
Кроме неврологических препаратов я своему сыну давала в обязательном порядке препараты йода, так как от него напрямую зависят умственные способности. А в нашем регионе наблюдается недостаток этого химического элемента.
Спасибо за информацию! А от заикания что-то знаете?! Заранее благодарен.
Могу поделиться собственным опытом лечения заикания. Я вылечила заикание своему сыну за полтора года и еще полгода ушло на закрепление результатов. У нас была тяжелая форма заикания. я сама логопед. http://logo-punkt.ru/?cat=19
Спасибо за интересный обзор. Нашему ребенку неврологи часто прописывают те или иные препараты из Вашего списка (можно привести еще около 20 наименований), но мы ни разу не воспользовались такой возможностью, поскольку, наблюдая с пристрастием длительное время опыт применения ноотропов другими детьми, мы не видели существенных сдвигов в развитии. Стимулирование процесса развития умственной деятельности крайне важно для нашего ребенка, но использование ноотропо-допинга для временного «успеха», за которым следуют длительный спад и больная печень, для нас недопустимо.
Никакого спада после применения ноотропов не наблюдается. Кто Вам такое сказал, если Вы не пробовали даже? У моего сына моторная алалия, после курсов кортексина добавляет резко в речи, толчком, и ничего потом не теряется. Не используя лекарственные препараты, Вы теряете время, которое потом не вернёте.
Добрый день. Мы применяли некоторые из перечисленных препаратов, сейчас сын учится в 1 классе. Эффект временный, т.е. пока применяем результаты есть, прекращаем — отсутствуют. Что же делать для закрепления результатов, может уже не мучать лекарствами, а что-то другое делать, но что? В школу ходит пока хорошо, не любит только читать, не понимает прочитанное.
Здравствуйте, моему сыну 4года и все 4года мы лечися всем, что вы перечислили и ещё многими медикоментами, у нас родовая травма шейного отдела 3,4 позвонков, асфиксия, 9дней ИВЛ,но с тем что мы всё это пили,калоли,электрофорезы,массажи, мы только в 2 года сказали мама, а папа в 2,3. диагноз подсказала знакомый логопед, сказала чтобы обращались к неврологу, но он совсем не удивился просто выжидал этого возроста 3лет, отправил нас на консультацию к логопеду — дефектологу, она нам поставила точный диагноз моторная алалия, и сказала чтобы не в коем случае не прекрощали лечение обязательно логопеда, домашние занятия постоянные, и я уверена в том , что еслибы мы не лечились былобы очень плохо,а как таким деткам тяжело в саду, детям обычным с ними не интересно он всегда в стороне, а с другой стороны эти детки самые добрые,мой ребёнок зла не знает, он искренне играет вот только плохо что может сделать проктически всё что ему лучший друг скажет, я учу его что можно,а что не льзя,но за всем ведь не уследишь,сейчас едим на очередное лечение, но теперь в окружную больницу неврологии.ПОДСКАЖИТЕ пожалуйста ,какие нам могут назначить процедуры, ну чтобы не упустить чего.
Елена, если у вас повреждены 3,4 шейный отдел позвонка, то пока вы его не исправите, у вас так и будет тяжело идти лечение. Тут все связано. Ищите остеопата, срочно. Если живете в Москве мы ездием в Остмед на Фрунзенскую, рекомендую. И еще делайте каждые 3 месяца реабилитацию ребенку, без улучшения кровотока таблетки одни не спасут, в реабил. обязательно (ЛФК, лечебный массаж, логопедический массаж, мозжечковая стимуляция и логопед каждый день)
Очень полезный и познавательный у Вас блог. Я сам с детства страдаю логоневрозом, и прекрасно знаю как трудно идти по жизни с таким недугом. Удачи Вам!
Спасибо Вам за такую полную информацию по медикаментам. А вот у меня у старшего сына была в свое время дизартрия. Полгода занятий не принесли никаких результатов. И лишь когда мы прошли курс электрофареза, где нам прогревали корень языка, дело сдвинулось с мертвой точки, и процесс пошел. Тогда и массаж языка стал приносить результаты, и гимнастика, и скороговорки. Сейчас и следа не осталось от прежних проблем. Главное, не опускать руки и не ждать слишком быстрых результатов. Во всем нужно время. Спасибо Вам!
Юлия,добрый день.
Прочитала Ваши статьи на Вашем сайте.
Они содержательны и сердечны.
Прочитала потому,ччто у меня внучка 1год и 3месяца.
Дочь ее три дня рожала.Родовая травма. Повышенное внутричерепное давление.
Шейку вправили у специалиста. Пьем курсами от повышенного внутричерепного-диакарб,тонакан и т.д.
С ребенок занимаемся. Любит смотреть книги,разбирается в картинках
По методике Даниловой смотрим кубики,слушаем песенки,на все лады произносим звуки.Учим говорить-все время с ней все разговариваем.
Нервопатолог неделю назад сказал,что психо-эмоцион. развитие в норме,а речевое замедленное.
А меня настораживает,что девочка давно пытается что-то сказать,но вместо этого мычит и тычет пальчиком,вся напрягается.У нее не получается сказать ! И слюнка у нее все время на подбородке .
Единственное слово она говорит шепотком»-папа»,когда просим сказать слово «папа» или спрашиваем кто это?
И как лает собачка-также тинохонько говорит «ав-ав».
Сейчас пьем Когитум и микстурку с цитралью(невропатолог).
У меня сердце сжимается от предположения что это не временное затяжное явление,а проблема,котрую надо решать. Меня очень настораживает мычание.
В Вашей практике ,наверное,имеют место такие случаи.
Пожалуйста,подскажите,с чего начать,к кому кроме нервопатолога бежать?
Может сделать обследования головы- где,у какого специалиста ,может делать специальный массаж?
Буду признательна за ответ.
Здравствуйте! Очень все интересно! Спасибо за сайт! А что вы можете сказать про «Когитум»?
Юлия, огромное Вам спасибо, очень интересно было почитать, у меня у сына сенсорная алалия, очень тяжело детям таким в обществе и родителям тоже.Всем желаю терпения и главное не сдаваться!!!!!!!!!!!!!!!!!!
РS. Юль, они долгое время ходили с бесконечным насморком. Я говорила, надо сделать снимок. Бабушка отвечала, что врач казал, зачем облучать лишний раз ребенка. Я пошла сама, сделали сниммок, там практически гайморит, делали промывание носа, сейчас хорош дышит. Могло это влиять на развитие речи?
я тоже бабушка со стороны сына, мне говорят, что я лезу и делаю из ребенка инвалида какого-то, а я считаю, что нельзя надеяться на «авось загговорит»