Дислексия

Дислексия

Дислексия — это частичное нарушение процесса чтения, которое проявляется в стойких и повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения.

Дислексия выражается в замедлении процесса овладения чтением, а также в замедлении темпа, скорости чтения. Главными проявлениями дислексии являются стойкие и специфические ошибки чтения.

Дислексия негативно влияет на формирование личности ребенка.

Неудачи младшего школьника при овладении навыком чтения могут способствовать возникновению неуверенности в себе, робости, тревожной мнительности или, наоборот, агрессивности, озлобленности, негативизма. В ряде случаев это следствие дислексии. В других случаях они непосредственно не связаны с дислексией, а лишь сопровождают её течение, включаясь в общую структуру нервно-психического заболевания.

Ошибки чтения закономерно наблюдаются у всех детей на начальных этапах обучения чтению. У обычных детей ошибки чтения, даже если они носят специфический характер, достаточно быстро исчезают. У детей же, страдающих дислексией, эти ошибки сохраняются длительное время, месяцы и даже годы.

При дислексии нарушения чтения носят избирательный характер и представляют собой явное несоответствие с успехами по другим предметам.

Ошибки чтения при дислексии всегда являются стойкими, и без специальной коррекционной работы они не преодолимы. Ошибки чтения при дислексии носят специфический характер.

Замены и смешения звуков при чтении: замены и смешения фонематически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, и др.), а также замены графически сходных букв (х-ж, п-н, з-в и др.).

Побуквенное чтение — нарушение слияния звуков в слоги и слова. При побуквенном чтении буквы называются поочерёдно нанизываются одна на другую. Например, РАМА — Р,А,М,А.

Искажения звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в разнообразных ошибках:

  • в пропусках согласных при стечении
  • пропусках согласных и гласных при отсутствии стечения
  • добавлении лишних звуков при чтении
  • перестановках звуков
  • пропусках, перестановках слогов при чтении и др.

Нарушения понимания прочитанного проявляются на уровне отдельного слова, а также предложения и текста. Эта группа нарушений чтения выделяется в тех случаях, когда не наблюдаются расстройства технической стороны процесса письма.

Виды дислексии

Оптические дислексии проявляются в трудностях усвоения букв вследствие нечеткости их восприятия, неустойчивости представлений о зрительных образах букв.

Фонематические дислексии вызываются недоразвитием фонематических обобщений у ребенка, прежде всего несформированностью функции фонематического анализа (т. е. ребёнок не различает звуки речи на слух).

Аграмматические дислексии обусловлены недоразвитием грамматических обобщений у ребенка. Они проявляются в искажениях и заменах падежных окончаний, в согласованиях существительного и прилагательного, изменениях окончаний глаголов и др.

Понравилась статья? Расскажите о ней друзьям!

Оставьте комментарий!