Логопедическая ритмика

Логоритмика

В нашей жизни всё подчинено ритму – смена дня и ночи, чередование времён года, биение нашего сердца, дыхание, тиканье часов и т. д.

Ритм – это равномерное чередование, каких либо элементов во времени (двигательных, речевых, музыкальных…). Для того, чтобы ребёнок заговорил (а уже говорящий в совершенстве овладел речью) он должен обязательно усвоить ритм речи.

Логоритмика — это не просто взаимосвязь движений и речи (слов), это взаимосвязь ритма движений и речевого ритма.

Очень часто говоря о логоритмике, родители представляют выполнение движений под музыку, но это очень узкий взгляд на логопедическую ритмику. Логоритмика включает в себя: дыхательные упражнения, упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции, регуляцию мышечного тонуса, упражнения, формирующие чувство музыкального темпа, различные речевые упражнения без музыкального сопровождения, ритмические упражнения.

От 0 до 2 лет

Начинать заниматься логоритмикой можно прямо с пеленок, но, до 2 лет упражнения будут пассивными. Читая крохе стишок или потешку, одновременно отхлопывайте ладонями ритм. Затем помогите ребенку выполнить нужные движения: поднять и опустить руки, услышав определенные слова, похлопать ручками в такт стихам, песенкам или музыке. Самая первая и самая популярная игра, в которую играют, все без исключения мамы со своими карапузами, это «Ладушки».

1.Игра «Ладушки»
Ладушки-ладушки,
Где были?
— У бабушки.
— Что ели?
— Кашку.
— Что пили?
— Молока чашку.
— Кашка сладенька!
— Бабушка добренька!
— Попили, по ели.
Шу! Полетели!
На головку сели,
Ладушки запели.
«Ладушки-ладушки» — хлопаем в ладошки;
«Полетели» — поднимаем ручки высоко над головой;
«На головку сели» — касаемся ручками головы.

2.Игра «Пальчики» (массаж пальчиков)

Растираем подушечки пальцев ребёнка, начиная с мизинца, и зажимаем в кулачок.

Этот пальчик — в лес пошёл,
Этот пальчик — гриб нашёл,
Этот пальчик — жарить стал,
Этот — все на стол подал,
Этот пальчик сел— всё съел,
Оттого и растолстел.

3. Игра «Шла коза по мостику…»

Сядьте удобно на диван или на стул, положив ногу на ногу. Посадите ребёнка на ногу, крепко придерживайте его за ручки. Напевайте песенку, слегка подбрасывая малыша:

Шла коза по мостику
И виляла хвостиком.
Зацепилась за перила,
Прямо в речку угодила!
Бух!

При последних словах опустите малыша на пол.

4. Игра «Карусель»

Возьмите ребёнка под мышки. Кружитесь вместе с ним, постепенно ускоряя темп движения и речи:

Еле-еле, еле-еле,
Закружились карусели,
А потом, потом, потом,
Всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите,
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.

5. Игра «Еду, еду..»

Посадите малыша на колени лицом к себе. Напеваем и покачиваем ребёнка в такт словам. На слове: «Бух!»— «роняем» между коленями.

Еду-еду к бабе, к деду
На лошадке в красной шапке,
В рваном лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
В ямку! Бух!
Провалился петух!

От 2 до 4 лет

Если ваш ребёнок не говорит, пусть он просто повторяет за вами звукоподражания (бух, кап и т.д.) или окончания строчек, не требуйте от него повторения всего того что вы произносите. Пусть ребенок оречевляет только то, что ему под силу.

1. Игра «Прогулка» (развитие общей моторики)
По узенькой дорожке (шагаем на месте)
Шагают наши ножки (высоко поднимаем ноги)

По камешкам, по камешкам (переминаться с ноги на ногу в медленном темпе)
В ямку… бух! (сесть на пол, на слове «Бух»)

2. Игра «Большие и маленькие капельки» (развитие чувства темпа и ритма)

Взрослый говорит ребенку, что пошел дождик.

Как стучат большие капли?
Они стучат медленно – кап, кап, кап, кап…
А как маленькие капельки?
Быстро! Кап-кап-кап-кап-кап-кап…

Взрослый вместе с ребёнком соответственно тексту хлопает в ладоши или ладошками по коленям.

3. Игра «Солнышко-дождик» (развитие слухового внимания)

Взрослый объясняет, что если бубен гремит тихо, то светит солнышко и можно гулять по комнате, а когда гремит громко идёт дождик и нужно бежать прятаться.

4. Игра «Черепаха» (самомассаж)
Шла купаться черепаха (выполняем легкие пощипывания пальцами рук, ног, груди)
И кусала всех со страха:
Кусь! Кусь! Кусь! Кусь!
Никого я не боюсь!

5.Игра «Ах! Ох!» (развитие дыхания)

Поднять руки вверх — вдох, опуская руки — выдох. Постепенно можно усложнять задания. На выдохе — пропевать гласные звуки (а, о, у, и), затем пропевать их в сочетании с согласными звуками. Потом на выдохе можно пропевать слова: дом, кот и т.д. Также можно пропевать междометия: » Ах! Ох! Ух! Эх!» и т. д.

6. Пальчиковая игра «Строим дом» (развитие мелкой моторики)
Тук-тук, тук-тук (ударять кулачками друг о друга)
Строим дом.
Дом высокий, (поднять руки вверх)
Дом с окном. (соединить указательные и большие пальцы в треугольник и посмотреть в «окошко»)
С острой крышей, (руки над головой, изображаем «крышу»)
И трубой,
В доме будем жить с тобой. (обнять друг друга)

7. Игра «Ветер» (нормализация мышечного тонуса, расслабление)
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо. (качать поднятыми вверх руками, наклоняя корпус вправо-влево)
Ветерок все тише, тише. (покачивать руками все медленнее и медленнее)
Деревцо все выше, выше. (тянуться вверх на носках, руки подняты вверх)

8. Игра «Ноги» (развитие чувства темпа и ритма, общей моторики)
Взрослый говорит:
«Большие ноги шли по дороге…» вместе с ребенком не спеша шагайте на месте, высоко поднимая ноги, и медленно и «грозно» говоря: « ТОП – ТОП».
Под слова: «Маленькие ножки бежали по дорожке» бег на месте мелкими шажками и быстро говорите: «Топ-топ-топ-топ».
В дальнейшем упражнение может выполняться под музыку.

9. Игра «Злой волк, добрый волк» (развитие силы голоса, развитие слухового внимания)

Показываем ребёнку, как воет злой волк «У-У-У» громко, а добрый «у-у-у» тихо. Потом просим малыша показать голосом доброго и злого волка. Затем можно предложить угадать какого волка вы изобразили.

Также можно изобразить большого и маленького медведя «Э-э», жеребёнка и маму лошадку «И-и» и т. д.

10. «Оркестр»

Берём любые музыкальные инструменты — бубен, губная гармошка, маракасы, барабан, колокольчик, дудочка и создаём семейный оркестр. Как минимум веселье и смех вам обеспечены.

Понравилась статья? Расскажите о ней друзьям!

Оставьте комментарий!