Коррекция грамматического строя речи
Формирование грамматического строя речи у детей с ОНР является одной из главных задач коррекционного обучения и воспитания. Решение этой задачи предполагает умение грамматически правильно оформить речевое высказывание.
Формирование словообразования
Логопедическая работа направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных. При этом развитие словообразования различных частей речи происходит последовательно-параллельно.
Выделяют 3 этапа коррекционной логопедической работы по формированию навыка словообразования у детей с ОНР.
I этап. Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.
Существительные:
Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -к-, -ик-, -чик.
Глаголы:
а) Дифференциация совершенного и несовершенного вида;
б) Возвратных и невозвратных глаголов.
Прилагательные:
Образование притяжательных прилагательных с суффиксом -ин-.
II этап. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.
Существительные:
1)Уменьшительно-ласкательные существительные с суффиксами -оньк; -еиък-, -ъииек-, -ышк-.
2)Образование существительных с суффиксом –ниц (сахарница).
3)Образование существительных с суффиксом –инк (пылинка), с суффиксом –ин (виноградина).
Глаголы:
1)Глаголы с приставками в- вы-, на — — вы-;
2) Глаголы пространственного значения с приставкой при-.
Прилагательные:
1) Притяжательные прилагательные с суффиксом -и- без чередования (лисий);
2) относительные прилагательные с суффиксами -и-, -ан-, -ян-, -енн-;
3) качественные прилагательные с суффиксами -н-, -ив-, -чив-, -лив-.
III этап. Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.
Существительные:
Образование названий профессий
Глаголы:
Глаголы пространственного значения с приставками с-, у-, под-, от-, за-, под-, пере-, до-.
Прилагательные:
1) Притяжательные прилагательные с суффиксом -ис чередованием (волчий);
2) Относительные прилагательные с суффиксами -ан-, -ян-, -енн-;
3) Качественные прилагательные с суффиксом -оват-, -енък-.
Работа над родственными словами
Работа над словообразовательными аффиксами проводится следующим образом.
1. Сравнение слов с одинаковым словообразующим аффиксом (приставкой, суффиксом) по значению (косичка, лисичка). При этом подбираются слова с одинаково звучащими словообразующими аффиксами одного значения.
2. Выделение общего значения, вносимого аффиксом.
3. Выделение в предъявленной группе слов сходного звучания (общей морфемы).
4. Закрепление связи значения и звучания аффикса (например, -ик вносит значение уменьшительности, -ниц значение вместилища).
5. Анализ звукового состава выделенной морфемы.
6. Буквенное обозначение звукового состава выделенной морфемы (если дети знают буквы).
7.Самостоятельное образование слов с данным аффиксом. При формировании словообразования широко используется прием сравнения. Сравнение осуществляется в двух планах:
а) сравнивается ряд слов с одинаковым словообразующим аффиксом, уточняется, что общего в этих словах по значению и по звучанию;
б) сравниваются родственные слова (мотивирующее и производное), определяется, чем сходны и чем отличаются эти слова.
В процессе сравнения делается опора на семантику, значение морфемы.
Для сравнения звукового состава мотивирующего и производного слов используются графические схемы слов. При этом вначале составляется графическая схема корневой морфемы, а затем к ней добавляются графические обозначения звуков, составляющих тот или иной аффикс.
Формирование словоизменения
Условно выделяют 3 этапа логопедической работы по формированию навыка словоизменения у дошкольников с ОНР.
I этап — формирование наиболее продуктивных и простых по семантике форм.
Существительные:
1) Дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа;
2) Отработка беспредложных конструкции единственного числа.
Глаголы:
Согласование существительного и глагола настоящего времени 3-го лица в числе.
II этап включает работу над следующими формами словоизменения.
Существительные:
1) Понимание и употребление предложно-падежных конструкций единственного числа;
2) Закрепление беспредложных форм множественного числа.
Глаголы:
1) Дифференциация глаголов 1,2,3-го лица настоящего времени;
2) Согласование существительных и глаголов прошедшего времени в лице, числе и роде.
Прилагательные:
Согласование прилагательного и существительного в именительном падеже единственного и множественного числа.
III этап — закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению, менее продуктивных форм словоизменения.
Существительные:
Употребление предложно-падежных конструкций в косвенных падежах множественного числа.
Согласование числительных с существительными.
Прилагательные:
Согласование прилагательного и существительного в косвенных падежах.
Формирование словоизменения закрепляется сначала в словосочетаниях, затем в предложениях, далее и связанной речи.
Использованы материалы из книги Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников
Замечательную вы выбрали тематику для своего сайта. У меня внук пошел в садик и перестал говорить то, что говорил да садика. Перестал выговаривать Л-Ш… Я понимаю, что он повторяет то, что вокруг слышит, но мне- то хочется, что бы мой внук был лучше, а не как все.
«Из всех наук для нас важнейшей является язык» Как развивать язык до школы? Это, пожалуй, основной вопрос , который меня волнует сейчас. Часть ответов я нашел у вас, спасибо.
Cпасибо за ценные советы!!!