Коррекция грамматического строя речи

Формирование грамматического строя речи у детей с ОНР является одной из главных задач коррекционного обучения и воспитания. Решение этой задачи предполагает умение грамматически правильно оформить речевое высказывание.


Формирование словообразования

Логопедическая работа направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных. При этом развитие словообразования различных частей речи происходит последовательно-параллельно.

Выделяют 3 этапа коррекционной логопедической работы по формированию навыка словообразования у детей с ОНР.

I этап. Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.

Существительные:

Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -к-, -ик-, -чик.

Упражнения

Глаголы:

а) Дифференциация совершенного и несовершенного вида;

б) Возвратных и невозвратных глаголов.

Прилагательные:

Образование притяжательных прилагательных с суффиксом -ин-.

II этап. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.

Существительные:

1)Уменьшительно-ласкательные существительные с суффиксами -оньк; -еиък-, -ъииек-, -ышк-.

Упражнения

2)Образование существительных с суффиксом –ниц (сахарница).

3)Образование существительных с суффиксом –инк (пылинка), с суффиксом –ин (виноградина).

Глаголы:

1)Глаголы с приставками в- вы-, на — — вы-;

2) Глаголы пространственного значения с приставкой при-.

Прилагательные:

1) Притяжательные прилагательные с суффиксом -и- без чередования (лисий);

2) относительные прилагательные с суффиксами -и-, -ан-, -ян-, -енн-;

3) качественные прилагательные с суффиксами -н-, -ив-, -чив-, -лив-.

III этап. Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.

Существительные:

Образование названий профессий

Глаголы:

Глаголы пространственного значения с приставками с-, у-, под-, от-, за-, под-, пере-, до-.

Прилагательные:

1) Притяжательные прилагательные с суффиксом -ис чередованием (волчий);

2) Относительные прилагательные с суффиксами -ан-, -ян-, -енн-;

3) Качественные прилагательные с суффиксом -оват-, -енък-.

 

Работа над родственными словами

Работа над словообразовательными аффиксами проводится следующим образом.

1. Сравнение слов с одинаковым словообразующим аффиксом (приставкой, суффиксом) по значению (косичка, лисичка). При этом подбираются слова с одинаково звучащими словообразующими аффиксами одного значения.

2. Выделение общего значения, вносимого аффиксом.

3. Выделение в предъявленной группе слов сходного звучания (общей морфемы).

4. Закрепление связи значения и звучания аффикса (например, -ик вносит значение уменьшительности, -ниц значение вместилища).

5. Анализ звукового состава выделенной морфемы.

6. Буквенное обозначение звукового состава выделенной морфемы (если дети знают буквы).

7.Самостоятельное образование слов с данным аффиксом. При формировании словообразования широко используется прием сравнения. Сравнение осуществляется в двух планах:

а) сравнивается ряд слов с одинаковым словообразующим аффиксом, уточняется, что общего в этих словах по значению и по звучанию;

б) сравниваются родственные слова (мотивирующее и производное), определяется, чем сходны и чем отличаются эти слова.

В процессе сравнения делается опора на семантику, значение морфемы.

Для сравнения звукового состава мотивирующего и производного слов используются графические схемы слов. При этом вначале составляется графическая схема корневой морфемы, а затем к ней добавляются графические обозначения звуков, составляющих тот или иной аффикс.

 

Формирование словоизменения

Условно выделяют 3 этапа логопедической работы по формированию навыка словоизменения у дошкольников с ОНР.

I этап — формирование наиболее продуктивных и простых по семантике форм.

Существительные:

1) Дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа;

2) Отработка беспредложных конструкции единственного числа.

Глаголы:

Согласование существительного и глагола настоящего времени 3-го лица в числе.

II этап включает работу над следующими формами словоизменения.

Существительные:

1) Понимание и употребление предложно-падежных конструкций единственного числа;

2) Закрепление беспредложных форм множественного числа.

Глаголы:

1) Дифференциация глаголов 1,2,3-го лица настоящего времени;

2) Согласование существительных и глаголов прошедшего времени в лице, числе и роде.

Прилагательные:

Согласование прилагательного и существительного в именительном падеже единственного и множественного числа.

III этап — закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению, менее продуктивных форм словоизменения.

Существительные:

Употребление предложно-падежных конструкций в косвенных падежах множественного числа.

Согласование числительных с существительными.

Прилагательные:

Согласование прилагательного и существительного в косвенных падежах.

Формирование словоизменения закрепляется сначала в словосочетаниях, затем в предложениях, далее и связанной речи.

 

Использованы материалы из книги Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников

Понравилась статья? Расскажите о ней друзьям!
  1. Замечательную вы выбрали тематику для своего сайта. У меня внук пошел в садик и перестал говорить то, что говорил да садика. Перестал выговаривать Л-Ш… Я понимаю, что он повторяет то, что вокруг слышит, но мне- то хочется, что бы мой внук был лучше, а не как все.
    «Из всех наук для нас важнейшей является язык» Как развивать язык до школы? Это, пожалуй, основной вопрос , который меня волнует сейчас. Часть ответов я нашел у вас, спасибо.

  2. Cпасибо за ценные советы!!!

Оставьте комментарий!