Формирование грамматического строя речи на примере лексической темы «животные»
Тема «животные» мной взята не случайно, ведь это первая лексика которую усваивает ребёнок. Мы всегда в первую очередь учим своего кроху, что корова — это МУ, а собака — АВ. Так же различные потешки и стишки для самых маленьких носят тематику животных, да и мультяшные и сказочные герои, как правило, животные наделённые человеческими чертами. Не хочется углубляться в психолингвистику и филологию, но слова, входящие в данное лексико-семантическое поле, занимают важное место в формирований грамматического строя речи, а в частности словоизменения и словообразования.
Поэтому работу над лексико-грамматическими конструкциями необходимо начинать на более близком и знакомом детям речевом материале. Усвоив систему словоизменения и словообразования названий животных и сопутствующей лексики, ребёнку будет проще перенести модели словоизменения на другие лексические темы.
В работе используются предметные, сюжетные картинки и фигурки животных.
Дидактическая игра «Кто в зоопарке?» (словоизменение)
У взрослого изображение одного животного, на доске (на столе) – нескольких.
Взрослый: У меня слон, а в зоопарке?
Ребенок: А в зоопарке – слоны. И т. д.
Дидактическая игра «Найди себе пару» (словоизменение)
Эта игра предназначена для групповых занятий. Взрослый делит детей на две команды. Первая получает картинки с изображением одного животного, а вторая – нескольких. Ребенок из первой команды говорит: “У меня кошка”. Ребёнок из другой – “У меня кошки”. Эти дети становятся рядом.
Дидактическая игра «Кто живёт в деревне?» (словоизменение)
Взрослый: Приехала девочка Соня к бабушке в гости в деревню. Вышла во двор. Кого она там увидела? (взрослый выкладывает на стол по одной картинки с изображением животных).
Дидактическая игра «Кого не стало?» (словоизменение)
На столе изображения животных. Взрослый просит закрыть глаза и убирает одну из картинок (ежа, медведя, тигра, зайца и т. д.).
Взрослый: Кого не стало?
Ребёнок: Ежа (медведя, тигра, зайца и т. д.).
Дидактическая игра «Накорми животное» (словоизменение)
Материал: Игра «Накорми меня»
У взрослого картинки с изображением травы, молока, меда и т. д. У ребёнка картинки с изображением животных.
Взрослый: Молока дадим кому?
Ребёнок: Кошке.
И т. д.
Так же игра проводится с использованием картинок с изображением нескольких животных.
Взрослый: Сено дадим кому?
Ребёнок: Коровам.
И т. д.
Дидактическая игра «Кто в зоопарке?» (словоизменение)
У взрослого изображение одного животного, на столе – нескольких.
Взрослый: У меня слон, а в зоопарке много … (?)
Ребенок: А в зоопарке много слонов. И т. д.
Дидактическая игра «Кого Красная Шапочка увидела в лесу?» (словоизменение)
Взрослый рассказывает историю про красную шапочку. И по очереди выставляет картинки с изображением нескольких животных. Затем спрашивает: Кого встретила красная шапочка в лесу? Ребёнок: Медведей, тигров, зайцев и т. д.
Дидактическая игра «Кто к кому идёт в гости?» (словоизменение)
На столе предметные картинки.
Взрослый: Крокодил пришел в гости к …(слону). Лиса пришла к … (волку). И т. д.
Дидактическая игра «Кто с кем?» (словоизменение)
На столе предметные картинки.
Взрослый: Девочка играет с …(котом). Козлёнок идет с …(козой). Волк подружился с… (лисой). И т. д.
Загадки (словоизменение)
Взрослый загадывает загадки о животных.
Взрослый: О ком была эта загадка?
Ребёнок: О белке (еже, медведе и т. д.)
Взрослый: А как ты догадался?
Я скачу туда-сюда |
Словно царскую корону, |
Под соснами, под елками |
Кто зимой холодной |
Косолапый и большой, |
Моет в речке свою пищу, |
Маленький, беленький, |
У кого из всех зверей |
Мягкие лапки, а в лапках царапки. (Кошка) |
С хозяином дружит, |
Стоит гора, |
Дидактическая игра «Назови ласково» (словообразование)
В ходе игры используются фигурки животных. Логопед предлагает детям погладить животных и ласково их назвать.
В ходе игры дети воспроизводят уменьшительно-ласкательные формы существительных (зоонимов).
Дидактическая игра «Страшный зверь» (словообразование)
На столе картинки по теме.
Взрослый: «Это волк (заяц и т. д.), а представь, что он огромного размера. То как мы его назовём? »
Ребёнок: «Волчище» (зайчище, котище и т. д.).
Дидактическая игра «У кого кто?» (словообразование)
В ходе игры используются картинки с изображением животных и их детенышей.
Взрослым показывается картинка и звучит вопрос: «У тигра (слона, кошки и т. д.) кто?»
Ребёнок отвечает: «У тигра тигрёнок» и т.д. (ежонок, слоненок, лосенок, лисёнок и т. д.).
Взрослый: «Послушай еще раз названия детенышей животных и скажи, что слышится в конце этих слов? (-онок-; -ята-/ -ата-)»
Взрослый: «А у каких животных названия детенышей отличаются от названий взрослых животных?»
Дидактическая игра «Правильно назови детенышей животных» (словообразование)
На столе картинки по теме.
Сначала ребёнок вспоминают название одного детеныша.
Взрослый: «Посмотри, на картинку. У лисы один лисенок или много? »
Ребёнок: «Много».
Взрослый: «Лисенок — это один. А как сказать одним словом, если их много? »
Ребёнок: «Лисята».
Взрослый: «А теперь поиграем с мячом». Взрослый называет одного детеныша и бросает мяч, а ребёнок называет множественное число и бросают мяч обратно.
Дидактическая игра «Кто где спит?»
Взрослый рассказывает «Собрались однажды вечером на лесной поляне звери. Долго они играли, веселились, но вот пришла пора спать. Каждый зверь пошел в свой домик. Лиса — в норку. Белка — в дупло. Волк — в логово. Медведь — в берлогу, а зайчик под кустиком устроился. И все крепко уснули. А утром всех сорока разбудила».
Вопросы. Где спит лисица? Где спит белка? Где спит зайчик? Где спит волк? Где спит медведь?
Дидактическая игра «Какой, какая?» (подобор прилагательных к существительным)
Медведь, какой? (Бурый, косолапый, неуклюжий)
Волк, какой? (Серый, зубастый, страшный)
Лиса, какая? (Хитрая, пушистая, рыжая)
Зайчик, какой? (Маленький, длинноухий, пугливый) и т. д.
Дидактическая игра «Назови семью» (словообразование)
папа — медведь, мама — медведица, детеныш(и) — медвежонок (медвежата); Заяц – зайчиха – зайчонок, волк – волчица – волчонок, лис – лисица – лисёнок, олень – олениха – оленёнок, белка – белка – бельчонок, рысь – рысь – рысёнок, лось – лосиха – лосёнок, еж – ежиха – ежонок, барсук – барсучиха – барсучонок.
Игра «Звери на поляне»
Взрослый и ребёнок (дети) выбирают животное, в которое они хотели бы превратиться.
Звери садятся в кружок и начинают беседовать о своей любимой пище.
Пример:
-Я олень, люблю, есть мох, а ты кто?
-Я белка, я ем орехи, ягоды, грибы, а ты кто? и т. д.
Дидактическая игра «Кто что делает?»
На столе лежат картинки с изображением животных, взрослый задаёт вопрос. Ребёнок находит соответствующие картинки и составляет предложение. Кто скачет? Лошадь скачет (лакает, мычит, бегает, прыгает, жуёт, охотится, грызёт, воет, лает, ловит, ревёт).
Игра с мячом «Длинный или короткий?» (усвоение слов-антонимов)
У зайца длинные уши, а у медведя короткие
У лисы длинный хвост, а у зайца короткий
У медведя короткий хвост, а у белки длинный
У белки короткие лапы, а у волка длинные
У медведя короткий хвост, а у лисы длинный
У ежа короткие уши, а у зайца длинные
Дидактическая игра «Сосчитай до пяти» (согласование сущ. с числительными)
Один заяц, два зайца…пять зайцев
Один волк…
Один медведь…
Одна лиса…
Одна белка…
Дидактическая игра «Угадай о ком я говорю» (словоизменение)
Взрослый спрашивает у ребёнка: «Про кого это говорят хитрая (колючий, трусливый, серый, косолапый)?
Ребёнок: Про лису (ежа, зайца, волка, медведя).
Дидактическая игра «Чей дом?»
Свинарник – это дом свиньи
Коровник — …
Конюшня — …
Крольчатник — …
Псарня — …
Овчарня — …
Какие хорошие игры. Совсем несложно подготовить картинки с изображением животных.