Формирование грамматического строя речи на примере лексической темы «животные»

Формирование грамматического строя речи на примере лексической темы животные

Тема «животные» мной взята не случайно, ведь это первая лексика которую усваивает ребёнок. Мы всегда в первую очередь учим своего кроху, что корова — это МУ, а собака — АВ. Так же различные потешки и стишки для самых маленьких носят тематику животных, да и мультяшные и сказочные герои, как правило, животные наделённые человеческими чертами. Не хочется углубляться в психолингвистику и филологию, но слова, входящие в данное лексико-семантическое поле, занимают важное место в формирований грамматического строя речи, а в частности словоизменения и словообразования.

Поэтому работу над лексико-грамматическими конструкциями необходимо начинать на более близком и знакомом детям речевом материале. Усвоив систему словоизменения и словообразования названий животных и сопутствующей лексики, ребёнку будет проще перенести модели словоизменения на другие лексические темы.

В работе используются предметные, сюжетные картинки и фигурки животных.

Дидактическая игра «Кто в зоопарке?» (словоизменение)

У взрослого изображение одного животного, на доске (на столе) – нескольких.

Взрослый: У меня слон, а в зоопарке?

Ребенок: А в зоопарке – слоны. И т. д.

Дидактическая игра «Найди себе пару» (словоизменение)

Эта игра предназначена для групповых занятий. Взрослый делит детей на две команды. Первая получает картинки с изображением одного животного, а вторая – нескольких. Ребенок из первой команды говорит: “У меня кошка”. Ребёнок из другой – “У меня кошки”. Эти дети становятся рядом.

Дидактическая игра «Кто живёт в деревне?» (словоизменение)

Взрослый: Приехала девочка Соня к бабушке в гости в деревню. Вышла во двор. Кого она там увидела? (взрослый выкладывает на стол по одной картинки с изображением животных).

Дидактическая игра «Кого не стало?» (словоизменение)

На столе изображения животных. Взрослый просит закрыть глаза и убирает одну из картинок (ежа, медведя, тигра, зайца и т. д.).

Взрослый: Кого не стало?

Ребёнок: Ежа (медведя, тигра, зайца и т. д.).

Дидактическая игра «Накорми животное» (словоизменение)

Материал: Игра «Накорми меня»

У взрослого картинки с изображением травы, молока, меда и т. д. У ребёнка картинки с изображением животных.

Взрослый: Молока дадим кому?

Ребёнок: Кошке.

И т. д.

Так же игра проводится с использованием картинок с изображением нескольких животных.

Взрослый: Сено дадим кому?

Ребёнок: Коровам.

И т. д.

Дидактическая игра «Кто в зоопарке?» (словоизменение)

У взрослого изображение одного животного, на столе – нескольких.

Взрослый: У меня слон, а в зоопарке много … (?)

Ребенок: А в зоопарке много слонов. И т. д.

Дидактическая игра «Кого Красная Шапочка увидела в лесу?» (словоизменение)

Взрослый рассказывает историю про красную шапочку. И по очереди выставляет картинки с изображением нескольких животных. Затем спрашивает: Кого встретила красная шапочка в лесу? Ребёнок: Медведей, тигров, зайцев и т. д.

Дидактическая игра «Кто к кому идёт в гости?» (словоизменение)

На столе предметные картинки.

Взрослый: Крокодил пришел в гости к …(слону). Лиса пришла к … (волку). И т. д.

Дидактическая игра «Кто с кем?» (словоизменение)

На столе предметные картинки.

Взрослый: Девочка играет с …(котом). Козлёнок идет с …(козой). Волк подружился с… (лисой). И т. д.

Загадки (словоизменение)

Взрослый загадывает загадки о животных.

Взрослый: О ком была эта загадка?

Ребёнок: О белке (еже, медведе и т. д.)

Взрослый: А как ты догадался?

Я скачу туда-сюда
По деревьям ловко.
Не пустует никогда
У меня кладовка. (Белка)

Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый.
Любит снежные луга. (Олень)

Под соснами, под елками
Живет клубок с иголками. (Еж)

Кто зимой холодной
Ходит злой голодный? (Волк)

Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет? (Медведь)

Моет в речке свою пищу,
Чтоб была она почище,
Лишь потом отправит в рот.
А чистюля тот … (Енот)

Маленький, беленький,
По лесочку прыг-прыг!
По снежочку тык-тык! (Заяц)

У кого из всех зверей
Хвост пушистей и длинней? (Лиса)

Мягкие лапки, а в лапках царапки. (Кошка)
Нос пяточком, а хвост крючком. (Свинья)

С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
А хвостик колечком. (Собака)

Стоит гора,
Спереди – вилы,
Сзади – метла. (Корова)

Дидактическая игра «Назови ласково» (словообразование)

В ходе игры используются фигурки животных. Логопед предлагает детям погладить животных и ласково их назвать.

В ходе игры дети воспроизводят уменьшительно-ласкательные формы существительных (зоонимов).

Дидактическая игра «Страшный зверь» (словообразование)

На столе картинки по теме.

Взрослый: «Это волк (заяц и т. д.), а представь, что он огромного размера. То как мы его назовём? »

Ребёнок: «Волчище» (зайчище, котище и т. д.).

Дидактическая игра «У кого кто?» (словообразование)

В ходе игры используются картинки с изображением животных и их детенышей.

Взрослым показывается картинка и звучит вопрос: «У тигра (слона, кошки и т. д.) кто?»

Ребёнок отвечает: «У тигра тигрёнок» и т.д. (ежонок, слоненок, лосенок, лисёнок и т. д.).

Взрослый: «Послушай еще раз названия детенышей животных и скажи, что слышится в конце этих слов? (-онок-; -ята-/ -ата-)»

Взрослый: «А у каких животных названия детенышей отличаются от названий взрослых животных?»

Дидактическая игра «Правильно назови детенышей животных» (словообразование)

На столе картинки по теме.

Сначала ребёнок вспоминают название одного детеныша.

Взрослый: «Посмотри, на картинку. У лисы один лисенок или много? »

Ребёнок: «Много».

Взрослый: «Лисенок — это один. А как сказать одним словом, если их много? »

Ребёнок: «Лисята».

Взрослый: «А теперь поиграем с мячом». Взрослый называет одного детеныша и бросает мяч, а ребёнок называет множественное число и бросают мяч обратно.

Дидактическая игра «Кто где спит?»

Взрослый рассказывает «Собрались однажды вечером на лесной поляне звери. Долго они играли, веселились, но вот пришла пора спать. Каждый зверь пошел в свой домик. Лиса — в норку. Белка — в дупло. Волк — в логово. Медведь — в берлогу, а зайчик под кустиком устроился. И все крепко уснули. А утром всех сорока разбудила».

Вопросы. Где спит лисица? Где спит белка? Где спит зайчик? Где спит волк? Где спит медведь?

Дидактическая игра «Какой, какая?» (подобор прилагательных к существительным)

Медведь, какой? (Бурый, косолапый, неуклюжий)

Волк, какой? (Серый, зубастый, страшный)

Лиса, какая? (Хитрая, пушистая, рыжая) 

Зайчик, какой? (Маленький, длинноухий, пугливый) и т. д.

Дидактическая игра «Назови семью» (словообразование)

папа — медведь, мама — медведица, детеныш(и) — медвежонок (медвежата); Заяц – зайчиха – зайчонок, волк – волчица – волчонок, лис – лисица – лисёнок, олень – олениха – оленёнок, белка – белка – бельчонок, рысь – рысь – рысёнок, лось – лосиха – лосёнок, еж – ежиха – ежонок, барсук – барсучиха – барсучонок.

Игра «Звери на поляне»

Взрослый и ребёнок (дети) выбирают животное, в которое они хотели бы превратиться.

Звери садятся в кружок и начинают беседовать о своей любимой пище.

Пример:

-Я олень, люблю, есть мох, а ты кто?

-Я белка, я ем орехи, ягоды, грибы, а ты кто? и т. д.

Дидактическая игра «Кто что делает?»

На столе лежат картинки с изображением животных, взрослый задаёт вопрос. Ребёнок находит соответствующие картинки и составляет предложение. Кто скачет? Лошадь скачет (лакает, мычит, бегает, прыгает, жуёт, охотится, грызёт, воет, лает, ловит, ревёт).

Игра с мячом «Длинный или короткий?» (усвоение слов-антонимов)

У зайца длинные уши, а у медведя короткие

У лисы длинный хвост, а у зайца короткий

У медведя короткий хвост, а у белки длинный

У белки короткие лапы, а у волка длинные

У медведя короткий хвост, а у лисы длинный

У ежа короткие уши, а у зайца длинные

Дидактическая игра «Сосчитай до пяти» (согласование сущ. с числительными)

Один заяц, два зайца…пять зайцев

Один волк…

Один медведь…

Одна лиса…

Одна белка…

Дидактическая игра «Угадай о ком я говорю» (словоизменение)

Взрослый спрашивает у ребёнка: «Про кого это говорят хитрая (колючий, трусливый, серый, косолапый)?

Ребёнок: Про лису (ежа, зайца, волка, медведя).

Дидактическая игра «Чей дом?»

Свинарник – это дом свиньи

Коровник — …

Конюшня — …

Крольчатник — …

Псарня — …

Овчарня — …

Понравилась статья? Расскажите о ней друзьям!
  1. Какие хорошие игры. Совсем несложно подготовить картинки с изображением животных.

Оставьте комментарий!